Основная информация
Слово Навруз состоит из двух слов «нев» и «руз», которые в переводе с фарси означают «новый день». В этот день тюрки Центральной Азии и Анатолии, а также иранцы празднуют Новый год, это день весеннего равноденствия - 22 марта по григорианскому и 9 марта по юлианскому календарям.
Навруз, или новый день, помимо того, что этот день символизирует пробуждение природы, благоденствие и окончание зимы, он также отражает динамичность, новые начинания и переломные моменты в жизни общества.
У каждого народа этот праздник имеет присущие этой нации особенности, для тюркских народов этот праздник символизирует освобождение, независимость, чему причиной является события, описанные в героических эпосах Эргенекон и Бозкурт.
Согласно легенде племена, объявившие войну гёктюркам, полностью разбили их. Остатки гёктюрков, перевалив через высокие горы, осели в плодородной долине, называемой Эргенекон, вдалеке от врагов. Долгое время они жили в этой долине, но их количество росло, и однажды гёктюркам стало тесно в этой долине, и они, расплавив железную гору, открыли себе дорогу во внешний мир. Выйдя отсюда, они разошлись по прежней территории. День исхода гётюрков из Эргенекона считается началом нового года. Впоследствии гёктюркские каганы отмечали этот день, куя железо, что стало символом этого праздника. Эта дата у тюрков считается днем освобождения, что подразумевает также пробуждение природы.
В Анатолии этот праздник пышно отмечается с сельджукского периода по настоящее время
Во время правления Мелиншаха в Сельджукской империи был составлен календарь, в котором год начинался в Навруз. Этот календарь назывался «Таквим-и Мелики», «Таквим-и Султани» и «Таквим-и Джелали».
Падишахи в Османской империи придавали ему особое значение. Сочинялись стихи в стиле, называемом «неврузие», и выносились на суд падишаха и его приближенных. В этот праздник главный астролог двора представлял новый календарь, за что получал премию, носившую название «неврузие бахшиши». В этот день наносились визиты, из специй готовились различные соусы, называвшиеся «неврузие», и предлагались султану и его семье.
В Анатолии праздник Навруз также носит названия: Невруз-и султан, Султан невруз, Наврыз, Март докузу. У алеви секты Бекташи этот день считается днем рождения Али, одного из сподвижников пророка Мухаммеда; днем свадьбы Али и дочери пророка Фатмы; датой последнего паломничества пророка Мухаммеда и днем, когда Али стал халифом, что придает особое значение этому празднику.
Так как праздник Навруз отмечается на обширной территории от Ближнего Востока до Центральной Азии, и каждая нация отмечает его согласно своим обычаям.
Примеры празднования Навруза в разных районах Турции:
Торосские туркмены, живущие в районах Мерсин и Силифке вилайета Ичель называют его «мартовская нить». В этот день по обычаю привязывают к деревьям ленты и наносят визиты. Люди едут в гости, стреляя в воздух, сообщают о своем прибытии, а хозяева выстрелами отвечают им, потом поздравляют друг друга с праздником. В этот день хозяин, который имеет более 20 ягнят или козлят, приносит жертвоприношение, мясо варится и съедается здесь же.
У туркмен района Тахтаджы этот праздник носит название «Султан невруз». Этот день отмечается 9 марта по юлианскому календарю. Для празднования жители выезжают на альпийские луга. В народе бытует пословица: «После девятого марта горы принимают гостей». В этот день люди, украсившись и одевшись в лучшие одежды, посещают кладбища.
В округе Газиантеп Навруз называется «Султан навруз» и отмечается 22 марта по григорианскому календарю. По народным верованиям, Султан Навруз была прекрасной девушкой, которая в ночь с 21 на 22 марта бежала на восток, по другой версии, это дервиш, путешествующий в образе птицы. Говорят, что желания людей, не заснувших в эту ночь, сбываются.
В районе Аргуван вилайета Малатья отмечают в этот день праздник конца зимы.
В вилайете Агры молодежь загадывает желания и подслушивают разговоры. Потом, обсудив услышанное, решают сбудутся ли их желания.
Другим примером гаданий может служить описанное ниже. Холостой молодой человек вечером съедал полбулочки, испеченной из соленого теста, которая называлась «тузлу гыллык», и ложился спать. Согласно верованиям, он женился на девушке, напоившей его во сне водой. Вторая часть булочки клалась на крышу, и если ворона, взяв этот кусок, садилась на крышу какого-либо дома, то парень брал в жены девушку из этого дома, а если ворона вылетала за пределы селения, это значило, что его суженая живет где-то далеко.
В округе Карс праздничные гадания проводились следующим образом: молодежь собиралась в одном помещении и кто-нибудь из детей, не оглядываясь и ни с кем не разговаривая, приносил ведро воды. Каждый, находящийся в этой комнате, бросал в ведро иглу и нить, символизирующие их. По поверью, чьи нити переплетутся, те становились сужеными.
В вилайете Тунджели мужчины, помазав лицо сажей, идут к реке, и, омыв руки и лицо в ее воде, молятся и просят избавления от зла и бед. Встречаются и другие подобные виды суеверий.
В округе Ыгдыр празднования проходят так: в ночь с 19 на 20 марта молодежь, юноши и девушки, с молитвами омываются в реке и трижды погружаются в нее с головой. Наутро они одевают чистые одежды, пьют свежую воду и поят ею скотину.
Также после праздничного намаза они соревнуются, ударяя вареные яйца друг о друга.
К празднованиям должны присоединиться даже те, кто недавно потерял кого-либо из близких, так как быть в трауре в этот день считается грехом.
В Гиресуне Навруз празднуется 14 марта и называется «Март бозуму». В этот день рано утром приносят воду из близлежащих источников и обрызгивают этой водой скот.
В Эдирне на праздновании Навруза зажигают костры и прыгают через них со словами: «Март наступил, прочь холода».
В округе Кыркларели этот праздник носит название «март докузу». В этот день люди, взяв крашеные яйца, пироги, называемые «бёрек», и сладости «локма», выезжают на лоно природы и отмечают приход весны.
В районе Урла вилайета Измир праздник Навруз называется праздником «Девятого марта», в районе Тире - «Султан невруз», в уезде Ушак «Новый год».